Гаруда — мифологический царь птиц как в индуисткой, так и в буддийской традиции.
В соответствии с индуистскими пураническими легендами Гаруда был сыном Кашьяпы и Винаты, после пяти сотен лет инкубации он вылупился совершенно сформировавшимся из яйца, которое его мать Вината снесла во время «первого рождения». Как только Гаруда появился из яйца, его наводящая ужас форма заполнила собою небеса, хлопанье его крыльев сотрясло землю, и даже боги по ошибке приняли несравненное солнечное сияние, исходящее от его золотого тела, за Агни, бога огня.
Гаруда всегда был злейшим врагом змей, или нагов, и эта архетипическая вражда между хищными птицами и змеями является общей для многих мифологических традиций. Зооморфические вариации формы Гаруды (орел-человек) распространились по всей Индии, Непалу, Шри-Ланке, Бирме, Таиланду и юго-Восточной Азии, где он и по сей день традиционно призывается, чтобы изгнать змей, защититься от змеиных укусов и всевозможных отравлений.
В Тибете индийский Гаруда «сблизился» с бонской птицей кхадинг, «золотым рогатым орлом», царем птиц и птицей огня религии бон. В тибетской иконографии Гаруда изображается с торсом, руками и кистями человека. Ниже поясницы его массивные оперенные бедра переходят в похожие на страусиные ноги с острыми когтями. Спина Гаруды покрыта перьями, длинные перья хвоста спускаются до уровня ступней. Его загнутый клюв подобен клюву орла или сокола и, так же как и когти, имеет природу ваджры, сравнимую с метеоритным железом. Ни один змей нага не может выжить в железной схватке его когтей или клюва. Его крылья и глаза, как правило, золотые, темно-желтые волосы на его голове торчат вверх, брови сияют, как языки пламени. Между острыми рогами на теменной выпуклости внутри черепа находится драгоценность нага, и эта скрытая драгоценность венчается знаком месяца, солнца и растворяющейся точки.
© Р. Бир. Тибетские буддийские символы. Книга доступна в читальном зале Восточного фонда нашей библиотеки
На фото: Бронзовый тибетский Гаруда из коллекции Британского музея